Оглянуться и вспомнить: 81-я годовщина трагедии в Хатыни

Оглянуться и вспомнить: 81-я годовщина трагедии в Хатыни

Война забирала дорогих мне людей,
Ребенком я это не очень осознавал. Сегодня
Никто не заменит мне утраченного.
Никто не возместит то, что забрала война.
Война не смогла забрать только Любовь.

Леонид Левин

Есть события, забыть которые нельзя, – память будто оберегает нас от их повторения. Нет для человека ничего страшнее войны.

Колокол Хатыни, его набат – это память и предупреждение всему миру: никогда больше беда, случившаяся здесь, не должна повториться. В Хатыни, на кладбище 186 белорусских сёл, сожженных вместе с жителями. Могилы деревень. Боль и память. Время остановилось. Застыло в бронзе, мраморе, граните…

19 марта, накануне 81-годовщины трагедии Хатыни, в студенческом читальном зале собрались студенты первого курса лечебного, педиатрического, стоматологического, фармацевтического факультетов на встречу с необычайно ярким и творческим человеком – Галиной Леонидовной Левиной, лауреатом Государственной премии Республики Беларусь, архитектором, художником, руководителем творческой мастерской Леонида Левина, одним из авторов мемориалов в Красном Береге, «Память» на проспекте Дзержинского, жертвам Холокоста «Яма» в Минске, «Последний путь» в Тростенце.

Гостья рассказала об одном из знаковых белорусских зодчих – заслуженном архитекторе Беларуси, лауреате Ленинской премии и премии Ленинского комсомола, дважды лауреате Государственной премии Республики Беларусь Леониде Менделевиче Левине. Он – один из создателей мемориального комплекса «Хатынь», памятника жертвам геноцида на месте Минского гетто «Яма», ансамбля «Прорыв» в Ушачах, мемориального комплекса детям, погибшим в Великой Отечественной войне в Красном Бору, мемориального комплекса «Проклятие фашизму» в Шуневке, «Шталаг 342» в Молодечно. Все его памятники стоят именно там, где происходили события. Они неформальны по исполнению, поэтому рождают у людей простые и понятные чувства, становятся частью их жизни. Леонид Левин хорошо знал сложные судьбы людей, прошедших эту кровавую бойню, и пропускал их жизни через свое сердце. Он не просто реконструировал эпоху, он дал нам драгоценное чувство сопричастности к правде времени, к великому подвигу людей, победивших смерть. Мемориальный комплекс «Хатынь» стал важнейшей частью творчества автора. Через Хатынь языком искусства раскрыта душа белорусского народа, его красота, его трагедия, его бессмертие. «Хатынь» стала первым мемориалом, рассказавшем о трагедии простого человека, о трагедии народа, оставшегося на оккупированной территории.

war_2.jpg

На встрече Галина Леонидовна Левина рассказала о важности посещения мемориальных комплексов. В ряду памятников, отражающих трагизм народа в период Великой Отечественной войны, она считает обязательным для посещения мемориалы в деревне Красный Берег и в урочище Благовщина в Тростенце. Эти и другие места памяти – важные объекты для изучения истории молодым поколением белорусов.

Мастер подробно остановилась и на своих работах. Летом 2018 года открылась вторая часть мемориала «Тростенец» – «Благовщина», главным архитектором которого является Галина Левина. Сейчас она работает над созданием новых монументов. Памятник – очередное приглашение к диалогу. Люди будут приходить туда и задаваться вопросом: как такая трагедия могла случиться и что нужно делать, чтобы подобное не допустить. Так не прерывается связь поколений, только так будет жить память о подвиге и испытаниях советского народа.

Отметим, что в читальном зале библиотеке Белгосмедуниверситета организована постоянно действующая книжная выставка «Хатынь. Трагедия и память». Приглашаем всех желающих ознакомиться с книгами, представленными на данной выставке.

Елена Завалий, заведующий сектором гуманитарно-просветительной работы библиотеки БГМУ, фотографии Елизаветы Шевчик