Психодиагностические методики

Экспресс-диагностика организаторских способностей

Назначение: Предлагаемая методика дает возможность более глубоко разобраться в структуре организаторских способностей и одновременно выявить уровень владения ими.

Инструкция: Перед вами 20 вопросов, требующих однозначного ответа «да» или «нет». В бланке ответов необходимо рядом с номером вопроса проставьте соответствующий для вас ответ.

Опросник

1. Вам часто удается склонить своих друзей или коллег в пользу своего мнения?

2. Вы часто попадаете в такие ситуации, когда затрудняетесь, как поступить?

3. Доставляет ли вам удовольствие общественная работа?

4. Вы обычно легко отступаете от своих планов и намерений?

5. Вы любите придумывать или организовывать с окружающими игры, соревнования, развлечения?

6. Вы часто откладываете на завтра то, что можно сделать сегодня?

7. Вы обычно стремитесь к тому, чтобы окружающие поступали в соответствии с вашими мнениями или советами?

8. Это верно, что у вас редко бывают конфликты с друзьями, если они нарушают свои обязательства?

9. Вы часто в своем окружении берете на себя инициативу при принятии решения?

10. Это верно, что новая обстановка или новые обстоятельства вас могут выбить на первых порах из привычной колеи?

11. У вас, как правило, возникает чувство досады, когда что-либо из задуманного не получается?

12. Вас раздражает, когда приходится выступать в роли посредника или советчика?

13. Вы обычно активны на собраниях?

14. Это верно, что вы стараетесь избегать ситуации, когда нужно доказывать свою правоту?

15. Вас раздражают поручения и просьбы?

16. Это верно, что вы стараетесь, как правило, уступать друзьям?

17. Вы обычно охотно берете на себя участие в организации праздников, торжеств?

18. Вас выводит из себя, когда опаздывают?

19. К вам часто обращаются за советом или помощью?

20. У вас в основном получается жить по принципу: дал слово — одержи?

Обработка и интерпретация результатов

Анализ результатов начинается с сопоставления полученных ответов с нижеприведенным ключом.

Ключ

'Да': 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 17, 18, 19, 20.

'Нет': 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16.

Затем необходимо подсчитать сумму совпадений с ключом. Коэффициент организаторских способностей равен дроби, где числитель — сумма совпадений с ключом, умноженная на 100%, а знаменатель— 20.

Критерии для выводов:

до 40% —уровень организаторских способностей низкий;

40—70% — средний;

свыше 70% — высокий.

Диагностика функционально-ролевых позиций в управленческой команде

Инструкция: В каждом разделе распределите сумму в 10 баллов между утверждениями, которые, по вашему мнению, лучше всего характеризуют ваше поведение. Эти баллы можно распределить между несколькими утверждениями. В редких случаях все 10 баллов можно распределить между всеми утверждениями или отдать все 10 баллов какому-либо одному утверждению. Занесите баллы в прилагаемую таблицу.

1. Что, по моему мнению, я могу привнести в групповую работу:

А. Я быстро нахожу новые возможности.

Б. Я могу работать хорошо со множеством людей.

В. У меня хорошо получается выдвигать новые идеи.

Г. У меня получается помогать другим людям выдвигать идеи.

Д. Я способен очень эффективно работать и мне нравится интенсивная работа.

Е. Я согласен быть непопулярным, если в итоге это приведет к хорошим результатам.

Ж. В привычной обстановке я работаю быстро.

З. У меня нет предубеждений, поэтому я всегда даю возможность альтернативного действия.

2. У меня есть недостатки в групповой работе, возможно, это то, что:

А. Я очень напряжен, пока мероприятие не продумано, не проконтролировано, не проведено.

Б. я даю слишком большую своду людям, точку зрения я считаю обоснованной.

В. У меня есть слабость много говорить самому, пока, наконец, в группе не появляются новые идеи.

Г. Мой собственный взгляд на вещи мешает мне немедленно разделять энтузиазм коллег.

Д. если нужно чего-то достичь, я бываю авторитарен.

Е. Мне трудно поставить себя в позицию руководителя, так как я боюсь разрушить атмосферу сотрудничества в группе.

Ж. Я сильно увлекаюсь собственными идеями и теряю нить происходящего группе.

З. Мои коллеги считают, что я слишком беспокоюсь о несущественных деталях и переживаю, что ничего не получится.

3. Когда я включен в работу с другими:

А. Я влияю на людей, не подавляя их.

Б. Я очень внимателен, так что ошибок из-за небрежности быть не может.

В. Я готов настаивать на каких-то действиях, чтобы не потерять время. И не упустить из иду главную цель.

Г. У меня всегда есть оригинальные идеи.

Д. Я всегда готов поддержать хорошее предложение в общих интересах.

Е. Я очень внимательно отношусь к новым идеям и предложениям.

Ж. Окружающим нравится моя холодная рассудительность.

З. Мне можно доверить проследить, чтобы вся основная работа была выполнена.

4. В групповой работе для меня характерно, что:

А. Я очень заинтересован хорошо знать своих коллег.

Я спокойно разделяю взгляды окружающих или придерживаюсь взглядов меньшинства.

В. У меня всегда найдутся хорошие аргументы, чтобы опровергнуть ошибочные предложения.

Г. Я думаю, что у меня есть дар выполнять работу. Как только ее план нужно приводить в действие.

Д. У меня есть склонность избегать очевидного, а предлагать что-то неожиданное.

Е. Все, что я делаю, я стараюсь довести до совершенства.

Ж. Я готов устанавливать контакты и вне группы.

З. Хотя меня интересуют все точки зрения, я, не колеблясь, могу принять решение собственное, если это необходимо.

5. Я получаю удовольствие от своей работы, потому что:

А. М не нравится анализировать ситуации и искать правильный выбор.

Б. Мне нравится находить практические решения проблемы.

В. Мне нравится чувствовать, что я влияю на установление хороших взаимоотношений.

Г. Мне приятно оказывать сильное влияние при принятии решений.

Д. У мен есть возможность встречаться с людьми, которые могут предложить что-то новое.

Я могу добиться согласия людей по поводу хода выполнении работы.

Ж. Мне нравится сосредотачивать собственное внимание на выполнении поставленных задач.

З. Мне нравится работать в области, где я могу применять свое воображение и творческие способности

6. Если я неожиданно получил трудное задание, которое надо выполнить в ограниченное время и с незнакомыми людьми:

А. Я буду чувствовать себя загнанным в угол, пока не найду выход из тупика и не выработаю свою линию поведения.

Б. Я буду работать с тем, у кого окажется наилучшее решение, даже если он мне не симпатичен.

В. Я попытаюсь найти людей, между которыми я смогу разделить на части это задание, таким образом уменьшить объем работы.

Г. Мое врожденное чувство времени не позволить мне отстать от графика.

Д. Я верю, что буду спокойно, на пределе своих способностей идти прямо к цели.

Е. Я буду добиваться намеченной цели вопреки любым затруднительным ситуациям.

Ж. Я готов взять осуществление работы на себя, если вижу, что группа не справляется.

З. Я устрою обсуждение, чтобы стимулировать людей высказывать новые идеи и искать возможности продвижения к цели.

7. Что касается проблем, которые у меня возникают, когда я работаю в группе:

А. Я всегда высказываю нетерпение, если кто-то тормозит процесс.

Б. Некоторые люди критикуют меня за то, что я слишком аналитичен и мне не хватает интуиции.

В. Мое желание убедиться, что работа выполняется на самом высоком уровне, вызывает недовольство.

Г. Мне очень быстро все надоедает, и я надеюсь только на одно-двух человек, которые могут воодушевить меня.

Д. Мне трудно начать работу, если я четко не представляю своей цели.

Е. Иногда мне бывает трудно объяснить другим какие-либо сложные вещи, которые приходят мне на ум.

Ж. Я понимаю, что я требую от других сделать то, что сам сделать не могу.

З. Если я наталкиваюсь на реальное сопротивление, то мне трудно четко изложить мою точку зрения.

Таблица ответов испытуемого

Вопрос А Б В Г Д Е Ж З

1

2

3

4

5

6

7

Обработка и интерпретация результатов

Постройте таблицу в соответствии с приведенным ниже «образцом-ключом», вписывая по каждому вопросу рядом с соответствующей буквой то количество баллов, которое вы дали этому варианту ответа в таблице ответов испытуемого.

Найдите сумму баллов по каждому из I – VIII столбцов

Выделите те столбцы-роли, где набраны наибольшие суммы. Эти роли вы чаще выполняете в группе.

Прочтите и проанализируйте описания ролей в групповом взаимодействии: I роль – председатель, II роль – формирователь, III роль – генератор идей, IV роль – оценщик идей, V роль – организатор работы, VI роль – организатор группы, VII роль – исследователь ресурсов, VIII роль – завершитель.

«Образец – ключ» для обработки и интерпретации ответов испытуемого.

Роли I II III IV V VI VII VIII
Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

Г

Б

А

З

Е

В

Ж

Е

Д

В

Б

Г

Ж

А

В

Ж

Г

Д

З

А

Е

З

Г

Ж

В

А

Д

Б

Ж

А

З

Г

Б

Е

Д

Б

Е

Д

А

В

Б

З

А

В

Е

Ж

Д

З

Г

Д

З

Б

Е

Ж

Г

В

Характеристика ролей в управленческой команде

I – председатель. Функции: впитывает все возможные мнения и принимает решения; свойства: умеет слушать, хорошо говорит, логичный, решительный; тип: спокойный, стабильный тип личности, нуждается в высокомотивированной группе.

II – формирователь. Функции – лидер, соединяет усилия членов группы в единое целое; свойства: динамичный, решительный, напористы; тип: доминирующий экстраверт, нуждается в компетентной, целой группе.

I и II – два противоположных подхода к общему управлению группой.

III – генератор идей. Функции: источник идей; свойства: умен, богатое воображение, креативность; тип: нестандартная личность, нуждается в мотивированном окружении, которое будет воспринимать его идеи.

IV – оценщик идей (критик). Функции: анализ и логические выводы, контроль; свойства: аналитичность, интеллектуальность, эрудированность, «якорь группы», возвращает к реальности; тип: рассудительный, волевой склад личности, нуждается в постоянном притоке информации и новых идей.

V – организатор работы. Функции – преобразование идей в конкретные задания и организация их выполнения; свойства: организатор, волевой, решительный; тип: волевой тип личности, нуждается в предложениях, идеях группы.

VI – организатор группы. Функции: способствует согласию группы, улаживает разногласия, знает потребности, проблемы членов группы; свойства: чувствительность, дипломатичность, доброта, коммуникативность; тип: эмпативный и коммуникативный тип личности, нуждается в постоянном контакте со всеми членами группы.

VII – исследователь ресурсов. Функции: связующее звено с внешней средой; свойства: общительный, увлекающийся, энергичный, привлекательный; тип: «напористый экстраверт», нуждается в свободе действий.

VIII – завершитель. Функции: побуждает группу все делать вовремя и до конца; свойства: профессиональная педантичность, обязательность, ответственность; тип: педантичный тип личности. Нуждается в групповой ответственности, обязательности.

Чтобы управленческая команда была эффективна, нужно, чтобы все эти роли выполнялись членами группы, чтобы они взаимно дополняли друг друга. (Иногда один член группы может выполнять две и больше ролей).

Самооценка психологической адаптивности

ИНСТРУКЦИЯ: Если Вы безусловно согласны с утверждением, напишите ответ «да», если не согласны, – напишите ответ «нет».

Группа А

1.Я часто испытываю тягу к новым впечатлениям.

2. Мне нравится работа, которая требует быстрого и ча­стого переключения с одной операции на другую, с одного дела на другое.

3. Я могу быстро перейти от покоя (отдыха) к интенсив­ной деятельности.

4. Я быстро схожусь с новыми людьми.

5. Я быстро засыпаю и пробуждаюсь.

6. Я быстро осваиваюсь в новой обстановке, включаюсь в новое для себя дело.

7. Мне нравится, когда на работе появляются новые лю­ди.

8. Я люблю бывать в новом для себя обществе.

9. Мне приходится, слышать от окружающих и друзей, что я человек очень деятельный и подвижный.

10. Новый для меня учебный материал я обычно запоми­наю и усваиваю очень быстро, хотя иногда способен так же быстро его забывать.

Группа Б

11. Я не люблю заводить новых знакомств.

12. Мне очень трудно расстаться с какой-либо мыслью, в которую я когда-то поверил, хотя много убедительных доводов против этой мысли.

13. Новые навыки в какой-либо деятельности, новые привычки формируются- у меня медленно, но зато очень прочно.

14. Меня иногда называют флегматичным (или упрека­ют в медлительности).

15. Я не люблю подвижных игр.

Обработка и интерпретация результатов

Найдите сумму положительных ответов на утверждения группы А – с 1 по 10. Далее, аналогично найдите сумму положительных ответов на утверждение группы Б — с 11 по 15. Затем на первой суммы нужно вычесть вторую. Дан­ный показатель и будет свидетельствовать о степени Вашей психологической гибкости в процессе деятельности.

Уровни социально-психологической адаптивности:

8-10 баллов – высокий

6-7- баллов – выше среднего

5-7 баллов – средний

3-4- балла – ниже среднего

2-3- балла – низкий

Оценка эмоционально-деятельностной адаптивности

ИНСТРУКЦИЯ: Ниже предлагается 24 утверждения. Решите, относятся ли эти утверждения к вам или нет. если относятся, отвечайте «да», если не относятся – «нет».

Опросник

  1. Работая, я устаю.
  2. Я не могу сосредоточиться на чем-нибудь одном.
  3. Я беспокоюсь по всякому поводу.
  4. Когда я что-нибудь делаю, мои руки трясутся.
  5. Я часто волнуюсь.
  6. Я потею даже в холодную погоду.
  7. Я все время ощущаю голод.
  8. Я меня часто болит желудок.
  9. Периодами из-за беспокойства я теряю сон.
  10. Меня легко вывести из себя.
  11. Я чувствительнее, чем другие.
  12. Я часто о чем-то беспокоюсь.
  13. Как жаль, что я не так счастлив, как другие.
  14. Я легко могу заплакать.
  15. Когда мне нужно ждать, я нервничаю.
  16. Периодами я чувствую себя таким счастливым, что не могу усидеть на месте.
  17. Я сильно пасую перед трудностями.
  18. Временами я чувствую свою бесполезность.
  19. Я застенчивый человек.
  20. Я считаю, что во всем для меня есть трудности.
  21. Я всегда напряжен.
  22. Временами я чувствую себя разбитым.
  23. Я уклоняюсь от трудностей.

Если сумма всех «да» не превышает 3, адаптивность высокая; если 3-10 - средняя; свыше 10 – низкая; 20-25 – очень низкая.

Шкала субъективного благополучия

Шкала субъективного благополучия представляет собой скрининговый психодиагностический инструмент для измерения эмоционального компонента субъективного благополучия (СБ) или эмоционального комфорта (ЭК). Определение субъективного благополучия включает три критериальных признака:

Благополучие определяется по внешним критериям, таким как добродетельная, «правильная» жизнь. Такие определения получили название нормативных. В соответствии с ними, человек ощущает благополучие, если он обладает некоторыми социально желательными качествами; критерием благополучия является система ценностей, принятая в данной культуре.

Определение субъективного благополучия сводится к понятию удовлетворенности жизнью и связывается со стандартами респондента в отношении того, что является хорошей жизнью.

Третье значение понятия субъективного благополучия тесно связано с обыденным пониманием счастья, как превосходства положительных эмоций над отрицательными. Это определение подчеркивает приятные эмоциональные переживания, которые либо объективно преобладают в жизни человека, либо человек субъективно склонен к ним.

ИНСТРУКЦИЯ: Укажите, пожалуйста, в какой мере Вы согласны или не согласны с приведенными ниже высказываниями, используя для этого следующую шкалу:

1 – полностью согласен

2 – согласен

3 – более или менее согласен

4 – затрудняюсь ответить

5 – более или менее не согласен

6 – не согласен

7 – полностью не согласен

Опросник

1 В последнее время я был в хорошем настроении 1 2 3 4 5 6 7
2 Моя работа давит на меня 1 2 3 4 5 6 7
3 Если у меня есть проблемы, я могу обратиться к кому-нибудь 1 2 3 4 5 6 7
4 В последнее время я хорошо сплю 1 2 3 4 5 6 7
5 Я редко скучаю в моей повседневной деятельности 1 2 3 4 5 6 7
6 Я часто чувствую себя одиноким 1 2 3 4 5 6 7
7 Я чувствую себя здоровым и бодрым 1 2 3 4 5 6 7
8 Я испытываю большое удовольствие, находясь вместе с семьей или моими друзьями 1 2 3 4 5 6 7
9 Иногда я становлюсь беспокойным по неизвестной причине 1 2 3 4 5 6 7
10 Утром мне трудно вставать и работать 1 2 3 4 5 6 7
11 Я оптимист в отношении будущего 1 2 3 4 5 6 7
12 Я охотно меньше просил бы других о чем-либо 1 2 3 4 5 6 7
13 Мне нравится моя повседневная деятельность 1 2 3 4 5 6 7
14 В последнее время я чрезмерно реагирую на незначительные препятствия и неудачи 1 2 3 4 5 6 7
15 В последнее время я чувствую себя в прекрасной форме 1 2 3 4 5 6 7
16 Я все больше ощущая потребность в уединении 1 2 3 4 5 6 7
17 В последнее время я был очень рассеян 1 2 3 4 5 6 7

Обработка и интерпретация результатов

Шкала состоит из 17 пунктов, содержание которых связано с эмоциональным состоянием, социальным положением и некоторыми физическими симптомами. В соответствии с содержанием, пункты делятся на шесть кластеров:

Напряженность и чувствительность (2, 12, 16)

Признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику (9,14,17)

Изменения настроения (1,11)

Значимость социального окружения (3,6,8)

Самооценка здоровья (7,15)

Степень удовлетворенность повседневной деятельностью (5,10, 13)

Средний балл по тесту, переведенный в стандартную оценку по шкале стенов (среднее значение – 5,5, стандартное отклонение – 2), является основанием для интерпретации результатов теста.

Ключи

«Прямые» пункты (номер выбранного ответа прямо соответствует получаемому баллу) №№ 1,3,4,5,7,8,11,13,15.

Оценивание «прямых» пунктов

Номер ответа испытуемого на пункт 1 2 3 4 5 6 7
Присваиваемый номеру балл 1 2 3 4 5 6 7

Оценивание «обратных» пунктов

Номер ответа испытуемого на пункт 1 2 3 4 5 6 7
Присваиваемый номеру балл 7 6 5 4 3 2 1

«Обратные» пункты (приписывание баллов номерам ответов носит обратный характер) - №№ 2,6,9,10,12,14,16, 17...

Итоговый балл испытуемого по тесту равен сумме баллов по «прямым» и «обратным» пунктам.

Таблица перевода «сырых» баллов в стандартные оценки

«сырой» балл Стены «сырой» балл Стены «сырой» балл Стены

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

44

45

46

47

48

49

50

51

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

4

4

4

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

4

4

4

4

5

5

5

5

5

5

5

6

6

6

6

6

6

6

6

7

7

7

7

7

7

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

7

8

8

8

8

8

8

8

8

9

9

9

9

9

9

9

10

10

10

10

10

10

10

10

Ориентировочная анкета

Разработанная В. Смекайлом и М. Кучерой методика позволяет изучить соотношение у испытуемого трех видов жизненной ориентации: личной (направленность на себя), коллективистической (направленность на взаимоотношения, взаимодействия) и деловой (направленность на задачу). Она основана на словесных реакциях испытуемого в предполагаемых ситуациях, связанных с работой и участием в них других людей. Ответы испытуемого зависят от того, какие виды удовлетворения и вознаграждения он предпочитает. У человека создается впечатление, что с помощью этой методики получают «ориентировочную» информацию о нем самом (отсюда название – «Ориентировочная анкета»). На самом же деле исследование позволяет изучить основную жизненную ориентацию.

Вопросы методики обладают некоторой специфичностью. Дело в том, что большинство открытых анкет содержат либо полярные ответы «да» и «нет», либо к этим ответам добавляется неопределенный по типу «не знаю». В данной методике испытуемый должен выбрать не только один из готовых ответов, но и из трех готовых ответов назвать два: один в качестве наиболее предпочтительного, другой – наименее предпочтительного, т.е., по существу, построить вектор своего предпочтения из всех трех альтернатив, т.к. оставшийся (не выбранный) ответ находится между крайними мнениями.

Время выполнения работы – не более 25-30 минут.

Исследование с помощью данной методики может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой формах.

Инструкция: «Анкета содержит 30 пунктов. На каждый пункт анкеты возможны три ответа, обозначенные буквами А, В и С. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который лучше всего отражает Вашу точку зрения, который, по Вашему мнению, больше всего соответствует истине. Букву ответа (А, В, С) обведите в листе ответов против номера вопроса в столбце «Больше всего». Затем из ответов поэтому же пункту выберите дальше всего отстоящий от Вашей точки зрения, наименее ценный для Вас, соответствующий ответ, т.е. его буквенное обозначение, обведите его против этого же номера вопроса, но в рубрике «Меньше всего». Оставшийся ответ не записывается нигде. В каждой строке бланка должны быть только две отметки. После этого переходите к ответу на следующий вопрос анкеты.

Будьте внимательны. Ни один из пунктов анкеты пропускать нельзя.

Над вопросами долго не думайте, т.к. первый выбор обычно бывает самым лучшим. Контролируйте, правильно ли Вы записываете ответы. Обнаруженные ошибки исправляйте так, чтобы исправление было четко видно. В самой анкете никаких пометок не делайте.»

Обработка результатов: При обработке данных используется специальный ключ.

  1. Подсчитать количество выбранных вариантов ответов по каждому виду направленности (НС, ВО, НЗ) для графы «Больше всего» и для графы «Меньше всего» отдельно. За совпадение с ключом насчитывается 1 балл (вне зависимости от графы, в которую попал данный ответ). Записать в таблицу полученные результаты по каждому пункту.
  2. Для каждого вида направленности произвести вычитание значений, полученных в графе «Меньше всего» из полученных значений в графе «Больше всего». Записать полученную разность перед первым знаком «равно».
  3. Прибавить к каждому из предыдущих результатов (с учетом знака слагаемых) число 30 и записать результат после второго знака «равно». Правильность подсчета результатов проверяется суммированием показателей НС, ВО, НЗ. Если сумма не равна 90, то нужно искать ошибку в вычислениях.
  4. Полученная алгебраическая сумма характеризует выраженность направленности данного вида. Полученную сумму по каждому виду направленности следует соотнести с «нормами», полученными на контрольной выборке испытуемых (см. «Оценочная шкала ориентировочной анкеты») и в графе «уровень» записать соответствующий уровень.

Ключ

№ вопроса Направленность на
себя (НС) взаимоотношения (ВО) задачу (НЗ)
1 А С В
2 В С А
3 А С В
4 А В С
5 В А С
6 С А В
7 А С В
8 С В А
9 С А В
10 С В А
11 В С А
12 В А С
13 С А В
14 С А В
15 А С В
16 В С А
17 А С В
18 А С В
19 А В С
20 С В А
21 С А В
22 С А В
23 В С А
24 С А В
25 В А С
26 В А С
27 А В С
28 В С А
29 А С В
30 С А В

Оценочная шкала ориентировочной анкеты

Нормы, полученные на студенческой выборке в Казанском госуниверситете:

Направленность Пол Уровень
Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
НС М 1-21 22-24 25-26 27-30 31-46
Ж 1-20 21-23 24-25 26-29 30-44
ВО М 13-23 24-27 28-30 31-34 35-45
Ж 14-25 26-28 29-30 31-34 35-47
НЗ М 17-30 31-34 35-36 37-40 41-49
Ж 18-30 31-33 34-36 37-41 42-50

Интерпретация результатов:

Личная направленность (направленность на себя – НС) создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности людей вокруг себя: игнорирует сотрудников или работу, которую должен выполнять. Другие люди для него лишь зрители, свидетели его затруднений и побед. В работе (учебе) видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от других людей. Учеба или работа для такого человека является средством выражения собственного «Я», привлечения внимания окружающих к своей «неординарной» персоне, средством к самоутверждению; эти лица чаще остальных пытаются оказать давление на группу, навязывая свое мнение, отвергая разумные требования членов группы, говорят больше, чем слушают, в обмене мнениями склонны к поспешным выводам относительно других. Часто одевается «сверх моды на вершок», очень болезненно переносят критику в свой адрес.

Перечисленные недостатки, тем не менее, не мешают таким людям добиваться серьезных успехов в целом ряде видов деятельности: в индивидуальных видах спортивных единоборств, в творчестве. Такие люди некоторое время полезны в руководстве некомпетентными группами (пока не развеется ореол непогрешимости), а также с группами с высококомпетентным коллективным стилем руководства, если они «принимают», положительно относятся к такому руководству.

Было установлено, что лица с направленностью на себя имеют такие черты характера:

  • больше заняты собой, своими чувствами и проблемами;
  • делают необоснованные и поспешные выводы и предположения о других людях; также ведут себя и в дискуссиях;
  • пытаются навязать свою волю группе;
  • окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно;
  • не чувствуют, когда нужно говорить, а когда молчать и слушать;
  • нельзя понять, любят ли они других людей.

Коллективистическая направленность (направленность на взаимоотношения, взаимные действия – ВО) имеет место тогда, когда поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания: нередко его действия даже затрудняют выполнение груп­повой задачи и фактическая помощь может быть минимальной.

Преобладание мотивов взаимодействия с другими людьми с позиции моральных норм является одним из положительных мотивов в оценке человека в обществе. Действительно, поступки этого человека отличаются стремлением сохранять хорошие дружеские отношения, постоянно общаться, быть включенным в коллективную деятельность, постоянно увеличивать число новых друзей и знакомых (не порывая со старыми), стремлением понять другого человека, своеобразным настроем на других, а не на себя.

Однако, то положительное, что было перечислено, ведет к некоторым сопутствующим качествам, которые, порой, мало способствуют продуктивности в работе, а нередко и мешают успеху совместной деятельности. Эти люди редко берут на себя ответственность за последствия действий группы, хотя, как правило, согласны с ней не только внешне, но и внутренне. Гораздо чаще они уступают ее давлению или «ополчаются» против непопулярных членов группы. Их активный «пыл» пропадает вместе с утратой поддержки со стороны группы. В совместном «думании» они стараются уловить «ветер идей», но редко бывают авторами оригинального направления. Стремясь к пониманию мыслей и чувств другого человека, они чаще всего так и не достигают этой цели и в связи с этим мало способствуют внедрению чужих идей, а иногда и способны сбить с толку при попытке партнера высказать свою мысль бесконечными уточнениями и замечаниями.

Лица с направленностью на взаимоотношения:

  • избегают прямого решения проблем;
  • уступают давлению группы;
  • не высказывают оригинальных идей, а часто и нелегко понять, что такой человек хочет выразить;
  • не работают интенсивно сами и не помогают группе подойти к сути вопроса;
  • не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач;
  • не помогают отдельным членам группы выражать свои мысли и мало способствуют достижению цели.

Деловая направленность (направленность на задачу – НЗ) отражает преобладание мотивов, порождаемых самой дея­тельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится сотрудничать с коллективом и добиваться наибольшей продуктивности работы группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи. Для лиц с таким вектором направленности сама деятельность является наибольшей потребностью. Именно деятельность (а не просто делание), с ее полезным для общества продуктом, с явными критериями успеха и неуспеха. Для человека, направленного на задачу, почти всегда необходим коллектив, именно в коллективе он проявляет свои способности, будь то интеллектуальная деятельность, или деятельность физическая. Обычно такие люди обладают способностью выражать свои мысли и стремления в доступной для других форме, особенно они полезны в период совместной деятельности, связанной с планированием, постановкой задач. Сотрудничающие с ними обычно отмечают хорошую контактность, умение слушать, готовность взять ответственность за успех дела даже в ситуации сомнительного успеха.

Было бы ошибочным считать такую направленность личности «непогрешимой». Они редко интересуются моральной стороной дела, во всяком случае меньше, чем лица с направленностью на взаимоотношения, почти всегда отказываются от выжидательной тактики, для них безделье – худшее наказание. Наконец, чаще всего они противники проверенных способов действия и болезненно реагируют на неожиданные препятствия по ходу исполнения задуманного.

Лица, получившие много баллов по деловой направленности:

  • помогали отдельным членам группы выражать свои мысли;
  • поддерживали группу, чтобы она достигла поставленной цели;
  • помогали группе дойти до сути вещей и имели хорошие идеи относительно того, как продолжать работу;
  • легко было понять, что такой человек хочет выразить;
  • могли составлять хорошие отчеты;
  • брали в свои руки руководство, когда речь шла о выборе задач;
  • работали интенсивно;
  • правильно оценивали, когда нужно говорить, а когда промолчать;
  • в их присутствии все чувствовали себя свободно и непринужденно;
  • не уклонялись от поставленного решения проблем.

Экспериментальные данные, полученные разными исследователями, свидетельствуют о существенной роли направленности личности в учебной деятельности. Например, наиболее высокие оценки успеваемости получают студенты, характеризующиеся деловой направленностью, хотя при проверке уровня интеллекта они ничем не отличаются от студентов с иным видом направленности. По экспериментальным данным лучшие результаты в деятельности получаются при подборе лиц с одинаковой направленностью. При этом наиболее продуктивны пары с направленностью на задачу. Этого нельзя сказать о лицах с высокой направленность на взаимоотношения, хотя между ними менее всего разногласий во взглядах на возможность решения задачи и не было никаких конфликтов.

С помощью ориентировочной анкеты можно предсказать успешность в тех областях труда, которые требуют упорства или высокого технического уровня исполнения. Вместе с тем, она указывает на лиц с более высокой направленностью на взаимоотношения. Необходимо иметь ввиду, что все три вида направленности личности не разделяются строго, а всегда сочетаются. Вероятно, наиболее эффективна деятельность лиц, у которых в одинаковой степени выражена направленность на задачу и на взаимоотношения. Так, лица с выраженной направленностью на задачу (НЗ более 31 бал­ла) обычно достигают наибольших успехов в работе, требующей упорства, настойчивости, точности и аккуратности, высокого технического уровня выполнения. Для работы с людьми рекоменду­ются лица, у которых выраженная направленность на задачу соче­тается с высокими оценками направленности на выполнение действия (ВО более 34 баллов). Если же у обследуемых проявля­ется направленность на себя (НС более 32 баллов), вывод о видах деятельности, в которых они могли бы добиться наибольших успе­хов, делается на основе дополнительной информации.

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни»

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

Бланк тестируемого ________________

Список А (терминальные ценности):

активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
изненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
здоровье (физическое и психическое);
интересная работа;
красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
наличие хороших и верных друзей;
общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
счастливая семейная жизнь;
счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
творчество (возможность творческой деятельности);
уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
воспитанность (хорошие манеры);
высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
жизнерадостность (чувство юмора);
исполнительность (дисциплинированность);
независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
непримиримость к недостаткам в себе и других;
образованность (широта знаний, высокая общая культура);
ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
честность (правдивость, искренность);
эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
чуткость (заботливость).

Методика для диагностики учебной мотивации студентов

(А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой)

Шкалы: учебные мотивы – коммуникативные, избегания, престижа, профессиональные, творческой самореализации, учебно-познавательные, социальные мотивы

Назначение теста

Диагностика учебной мотивации студентов.

Описание теста

Методика разработана на основе опросника А.А.Реана и В.А.Якунина. К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В.Г.Леонтьевым, а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н.Ц.Бадмаевой в результате опроса студентов и школьников. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа.

Инструкция к тесту

Оцените по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности по значимости для Вас: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов – максимальной.

Тест:

1. Учусь, потому что мне нравится избранная профессия.

2. Чтобы обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

3. Хочу стать специалистом.

4. Чтобы дать ответы на актуальные вопросы, относящиеся к сфере будущей профессиональной деятельности.

5. Хочу в полной мере использовать имеющиеся у меня задатки, способности и склонности к выбранной профессии.

6. Чтобы не отставать от друзей.

7. Чтобы работать с людьми, надо иметь глубокие и всесторонние знания.

8. Потому что хочу быть в числе лучших студентов.

9. Потому что хочу, чтобы наша учебная группа стала лучшей в институте.

10. Чтобы заводить знакомства и общаться с интересными людьми.

11. Потому что полученные знания позволят мне добиться всего необходимого.

12. Необходимо окончить институт, чтобы у знакомых не изменилось мнение обо мне, как способном, перспективном человеке.

13. Чтобы избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

14. Хочу быть уважаемым человеком учебного коллектива.

15. Не хочу отставать от сокурсников, не желаю оказаться среди отстающих.

16. Потому что от успехов в учебе зависит уровень моей материальной обеспеченности в будущем.

17. Успешно учиться, сдавать экзамены на «4» и «5».

18. Просто нравится учиться.

19. Попав в институт, вынужден учиться, чтобы окончить его.

20. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.

21. Успешно продолжить обучение на последующих курсах, чтобы дать ответы на конкретные учебные вопросы.

22. Чтобы приобрести глубокие и прочные знания.

23. Потому что в будущем думаю заняться научной деятельностью по специальности.

24. Любые знания пригодятся в будущей профессии.

25. Потому что хочу принести больше пользы обществу.

26. Стать высококвалифицированным специалистом.

27. Чтобы узнавать новое, заниматься творческой деятельностью.

28. Чтобы дать ответы на проблемы развития общества, жизнедеятельности людей.

29. Быть на хорошем счету у преподавателей.

30. Добиться одобрения родителей и окружающих.

31. Учусь ради исполнения долга перед родителями, школой.

32. Потому что знания придают мне уверенность в себе.

33. Потому что от успехов в учебе зависит мое будущее служебное положение.

34. Хочу получить диплом с хорошими оценками, чтобы иметь преимущество перед другими.

Обработка и интерпретация результатов теста

Шкала 1. Коммуникативные мотивы: 7, 10, 14, 32.

Шкала 2. Мотивы избегания: 6, 12, 13, 15, 19.

Шкала 3. Мотивы престижа: 8, 9, 29, 30, 34.

Шкала 4. Профессиональные мотивы: 1, 2, 3, 4, 5, 26.

Шкала 5. Мотивы творческой самореализации: 27, 28.

Шкала 6. Учебно-познавательные мотивы: 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24.

Шкала 7. Социальные мотивы: 11, 16, 25, 31, 33.

При обработке результатов тестирования необходимо подсчитать средний показатель по каждой шкале опросника.