В 1975 году Рональд Харден впервые применил метод оценки уровня компетентности будущих специалистов. Такой метод носит название объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ) и позволяет всесторонне оценить уровень подготовки специалиста в максимально приближенных к естественным (симулированных) условиях с объективной оценкой каждого из компонентов экзамена. Рональд Харден так описывает ОСКЭ: «подход к оценке клинической и профессиональной компетентности, в котором компоненты компетентности оценивают планомерно и структурированно, с особым вниманием к объективности оценки».
В названии отражена вся суть ОСКЭ:
- Объективность. Достигается за счёт четкого инструмента оценивания – чек-листа (оценочной шкалы).
- Структурированность. Экзамен имеет четкую структуру, определенное количество контролируемых компетенций.
- Клиническая составляющая. В центре внимания ОСКЭ не просто клинические знания, а клинические навыки (компетенции). ОСКЭ необходим, чтобы оценить, что будущий специалист умеет делать, применяя клинические знания, как умеет коммуницировать с пациентом, его родственниками, со своими коллегами.
- Валидность и надежность метода.
Объективный структурированный клинический экзамен принят во всем мире и признан золотым стандартом оценки клинической компетентности (Harden et al., 2015).
ОСКЭ в своей структуре содержит множество станций (в классике от 10 до 20), на которых оцениваются различные составляющие компетентности, а также включает оценочные шкалы (чек-листы) по каждой станции.
Задания подбираются таким образом, чтобы соблюдалась возможность прохождения станций по круговому принципу без длительных ожиданий и остановок при переходе от станции к станции. Все экзаменуемые проходят одинаковые испытания, последовательно перемещаясь от станции к станции в соответствии с распланированной схемой. Продолжительность выполнения задания экзаменуемыми на каждой станции регламентирована, одинакова и чаще всего не превышает 10 мин. На всех станциях обеспечивается видеозапись. Навыки (манипуляции), которые экзаменуемые выполняют на станциях, определяются в день аттестации и экзаменуемые не знают, с какой ситуацией столкнутся на станциях (какие навыки им необходимо будет продемонстрировать).
На стойке регистрации экзаменуемые регистрируются по предъявлению ими студенческого билета регистратору и получают маршрутный лист. Прохождение станций экзаменуемым происходит в строгом соответствии с маршрутом, указанном в маршрутном листе. Экзаменуемый знакомится с заданием (ситуацией) непосредственно перед станцией, а затем заходит на станцию и выполняет поставленную перед ним задачу. В целях экономии времени при организации ОСКЭ используется цикличность прохождения станций.
В симуляционно-аттестационном центре учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» работает система менеджмента симуляционного центра Аргус, которая позволяет вести учет пользователей центра, использовать электронные чек-листы для ОСКЭ, осуществлять видеозапись происходящего на станциях и использовать ее в учебных целях, хранить результаты экзамена по каждому экзаменуемому.
Полезная информация:
- Примерное положение об организации объективного структурированного клинического экзамена (утверждено Приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17.03.2021 № 289)
- Методические рекомендации по разработке паспорта (примерного) экзаменационной станции объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ) по учебным дисциплинам для специальностей высшего образования I ступени профиля образования «Здравоохранение» (утверждены первым заместителем Министра здравоохранения Республики Беларусь 3 марта 2022 года)
- Примерный перечень практических навыков, предназначенных для освоения с использованием симуляционных технологий обучения (утвержден Министром здравоохранения Республики Беларусь 30 января 2023 года)
- Примерный перечень практических навыков для освоения по специальностям среднего специального медицинского образования, выполняемых с использованием симуляционного оборудования (утвержден Министром здравоохранения Республики Беларусь 30 января 2023 года)
- Паспорта экзаменационных станций ОСКЭ (утвержденные МЗ РБ)
- Белорусское общество симуляционного обучения в медицине (БОСОМ)
- Российское общество симуляционного обучения в медицине (РОСОМЕД)
- РОСОМЕД-YouTube